Из этой статьи вы узнаете о доработке типового функционала кредитного контроля 1С:ERP УХ, которая в автоматическом режиме при создании документа «Заказ клиента» проверяет сумму задолженности партнера на превышение установленного в договоре лимита товарного кредита с учетом различных условий. И по итогам проверки — либо проводит документ, либо блокирует.
Новая иерархия в справочнике «Партнеры»
Перенос кредитного контроля со справочника «Контрагенты» на справочник «Партнеры»
Пользовательский режим использования и изменения ЛТК и условий кредитного лимита
Повторное попадание в кредитный контроль
Крупная производственная компания поставила перед командой «КомЛайн» задачу по кастомизации «1С:ERP. Управление холдингом» в части функционала кредитного контроля. Требовалось:
-
изменить структуру ведения справочника «Партнеры» – усложнить иерархию для более детализированного оперативного учета,
-
перенести на справочник «Партнеры» условия кредитного лимита со справочника «Контрагенты»,
-
реализовать механизм использования и изменения в пользовательском режиме лимита товарного кредита (ЛТК) и условий кредитного лимита.
Рассмотрим, что было сделано.
1. Выстроена сложная иерархия партнеров за счет введения типа партнера «технический партнер», не несущего юридической информации.
Например, для розничной точки или адреса доставки торговой сети «Пятерочка» структура иерархии партнеров выглядит так:
-
сеть «X5 ГРУПП» (холдинг) — технический партнер,
-
юридическое лицо,
-
партнер регионального уровня (технический партнер с территориальными реквизитами),
-
розничная точка либо адрес доставки.
Любой партнер может быть связан с контрагентом.
Усложненная иерархия расширила возможности управления взаимоотношениями с клиентами:
-
по анализу — в системе отражаются корректные данные по каждому конкретному адресу доставки и по каждой розничной точке,
-
по контролю за процессом проведения их заказов.
2. Кредитный контроль перенесен со справочника «Контрагенты» на справочник «Партнеры».
В типовом функционале «1С:ERP. Управление холдингом» ЛТК и допустимая дебиторская задолженность привязаны к справочнику «Контрагенты». Чтобы кредитный контроль, в том числе определение суммы задолженности, начинал работать еще на стадии оформления документа «Заказ клиента», заказчику необходимо было привязать кредитный контроль — ЛТК и условия кредитного лимита – к справочнику «Партнеры».
Для каждого партнера были прописаны свои условия кредитного лимита с делением на несколько классов риска.
Кроме того, определялись возможные условия:
-
только кредитный лимит — на сумму,
-
кредитный лимит с просроченной дебиторской задолженностью (ПДЗ),
-
кредитный лимит с процентом ПДЗ и количеством дней с даты платежа. Например, просроченная дебиторская задолженность не должна превышать 3% фактической дебиторской задолженности (по документам РТиУ) + 5 дней с даты платежа.
В настройках кастомизированной 1С:ERP УХ устанавливаются значения таких констант, как процент ПДЗ, дополнительная отсрочка с даты платежа и отклонение проверки дебиторской задолженности. Изменение этих констант для определенных ролей доступно в пользовательском режиме.
3. Реализован механизм использования и изменения в пользовательском режиме ЛТК и условий кредитного лимита.
С помощью разработанных шаблонов специалисты клиентского сервиса заказчика могут с периодичностью 1 раз в месяц или квартал массово изменять ЛТК и условия кредитного лимита для выбранных партнеров. При необходимости изменения можно вносить и для каждого партнера индивидуально.
4. Реализован механизм повторного попадания в кредитный контроль.
После того, как «Заказ клиента» прошел кредитный контроль, сотрудники клиентского сервиса могут внести в него изменения. Если изменились существенные условия, процедура кредитного контроля для этого заказа запускается вновь. К существенным условиям относятся:
-
увеличение суммы более чем на заданную величину,
-
изменение контрагента (юридического лица),
-
изменение розничной точки,
-
изменение договора (в случае соответствующей настройки).
Описанный механизм кредитного контроля в 1С:ERP УХ полностью автоматизирован. Если задолженность превышает ЛТК или не выполняются условия кредитного лимита, система выводит сообщение, и документ «Заказ клиента» не проводится.
Отчет кредитного контролера
Система в соответствии с заданными алгоритмами решает, проходит «Заказ клиента» кредитный контроль или нет. Но если заказ заблокирован, а клиентскому сервису нужно снять блокировку, то на почту кредитного контролера компании поступает запрос на деблокировку заказа.
Специалист анализирует данные отчета кредитного контролера по партнеру. Отчет содержит полную картину по заказам, отгрузкам, выполнению и невыполнению условий кредитного лимита. По итогам анализа кредитный контролер может объяснить клиентскому сервису причину блокировки заказа.
В случае предоставления дополнительных документов, например, гарантийных писем, подтверждения факта оплаты или иных веских оснований кредитный контролер в своем основном рабочем месте – «Заказы клиентов» в подсистеме Продажи 1С:ERP УХ – может согласовать заказ или отказать в его проведении.
Итак, кастомизация «1С:ERP.Управление холдингом» в части кредитного контроля расширила возможности заказчика по управлению взаимоотношениями с клиентами. Выполненная доработка позволила тонко настроить работу с каждым партнером, варьируя суммы и детализированные условия кредитных лимитов, в том числе групповым образом, а также анализировать исторические данные по их соблюдению. При этом сложный механизм кредитного контроля полностью автоматизирован. Участие кредитного контролера в принятии решений необходимо в исключительных случаях — для деблокировки заказов.
Похожие статьи
Спасибо! Ваша заявка отправлена
В ближайшее время мы с Вами свяжемся!
Капча введена не верно