Целью статьи является демонстрация возможностей применения ОВЗ в 1С ERP для учета и распределения затрат предприятия.

Использование механизма объектов возникновения затрат позволяет рассчитать долю (стоимость) затрат определенных объектов в стоимости произведенной, проданной продукции и таким образом более полно и достоверно определить рентабельность продукции.

В качестве демонстрации некоторых подходов к решению задач распределения расходов рассмотрим вариант учета затрат транспортного цеха.

Задача
Модель учета и распределения затрат транспортного цеха
Настройка учета затрат по транспортным средствам
Настройка учета услуг цеха по транспортным средствам
Настройка распределения затрат ОВЗ — транспортных средств
Настройка учета и распределения ремонта транспортных средств
Настройка общепроизводственных затрат транспортного цеха
Настройка учета и распределения закупаемых транспортным цехом услуг
Общая схема связи справочной информации и документов
Отражение расходов транспортного цеха
Выпуск услуг транспортного цеха
Результаты закрытия месяца
Что осталось за рамками статьи

Задача

Молочный завод имеет свой автотранспортный цех.   В цехе два подразделения: грузового и легкового транспорта.

Подразделение грузового транспорта выполняет следующие работы:

  1. Доставка молока от поставщика — относится на стоимость молока, поступившего от поставщика пропорционально количеству;

  2. Доставка прочих материалов — относится на стоимость всех поступивших материалов , кроме молока, пропорционально стоимости материалов;

  3. Доставка готовой продукции покупателю — относится на стоимость продаж, пропорционально весу готовой продукции;

  4. Перевозка ТМЦ между собственными складами — относится на стоимость перемещенных материалов пропорционально стоимости материалов;

  5. Оказание услуг по перевозке ТМЦ — относится на счет стоимости продаж (90.02).

Показателем, по которому учитываются услуги грузового автотранспорта, являются тонно-километры.

В конце каждого месяца у бухгалтерии есть данные по путевым листам автомобилей, в которых указывается вид работ, выполненных каждым автомобилем, и количество тонно-километров по каждому виду работ.

Затраты подразделения, которые нельзя отнести непосредственно на автомобиль внутри подразделения, должны распределяться  между  машинами пропорционально тонно-километрам. Стоимость затрат каждого автомобиля  распределяется между видами работ пропорционально тонно-километрам.

Подразделение легкового транспорта выполняет следующие работы:

  1. Перевозка сотрудников непроизводственных подразделений — относится на финансовый результат

  2. Перевозка сотрудников производственных подразделений — относится на готовую продукцию пропорционально весу произведенной продукции

Показателем, по которому учитываются услуги легкового автотранспорта, являются километры.

В конце каждого месяца у бухгалтерии есть данные по путевым листам автомобилей, в которых указывается вид работ, выполненным каждым автомобилем, и количество километров по каждому виду работ.

Ремонт автотранспорта не детализируется по автомобилям и регистрируется как затраты транспортного цеха. Затраты на ремонт включают в себя зарплату ремонтных рабочих и запчасти, списанные на ремонт. В конце месяца затраты на ремонт распределяются между подразделениями грузового и легкового транспорта пропорционально количеству оказанных  услуг. Коэффициент распределения между подразделениями грузового и легкового транспорта определяется вручную и задается в конце месяца.

Транспортный цех закупает на стороне услугу пассажирских перевозок, которая делится между подразделениями по количеству перевезенных людей. Для непроизводственных подразделений затраты относятся на финансовый результат, для производственных — относятся на выпуск пропорционально весу.

Задача: Необходимо реализовать учет и распределение затрат транспортного цеха в ERP. Учет затрат и услуг транспортного цеха требуется вести в разрезе  транспортного средства.

Модель учета и распределения затрат транспортного цеха

Общую модель движения расходов транспортного цеха без  учета закупленных услуг  можно представить так:

Модель учета и распределения затрат транспортного цеха

Настройка учета затрат по транспортным средствам

До появления механизма ОВЗ вопрос об аккумуляции расходов по транспортным средствам решался путем создания учетной единицы в виде подразделения для каждого транспортного средства или созданием статей с типом аналитики «Объект эксплуатации». При этом нельзя было увидеть прямую связь между затратами и выпуском услуг по машинам.

Теперь появилась возможность зарегистрировать транспортное средство как объект возникновения затрат. 

Особенностью ОВЗ в 1С ERP является возможность задать для него свое правило и направление распределения затрат. В нашем варианте решения поставленной задачи для каждого транспортного средства создадим свой объект возникновения затрат.

Для каждого транспортного средства создадим свой объект возникновения затрат

Затраты транспортного средства будем регистрировать на статьях расходов с  типом «На объектах затрат».

Затраты транспортного средства регистрируем на статьях расходов с типом «На объектах затрат»

Настройка учета услуг цеха по транспортным средствам

Если мы отказываемся от учета транспортного средства в качестве подразделения, то для возможности учитывать услуги транспортных средств в разрезе  каждого автомобиля для каждого транспортного цеха создадим позицию номенклатуры с типом «Работа».

Для каждого транспортного цеха создаем позицию номенклатуры с типом «Работа»

Настройка распределения затрат ОВЗ — транспортных средств

Для того чтобы затраты определенного транспортного средства относились на услуги именно этого транспортного средства, создадим свое правило распределения.

Укажем правило распределения: распределяется на выпуск, на текущее подразделение, по количеству, с отбором по услугам выбранного транспортного средства:

Настройка распределения затрат ОВЗ — транспортных средств

Созданное правило укажем как правило распределения для  ОВЗ — транспортного средства.

Правило распределения для ОВЗ — транспортного средства

Такая настройка позволяет относить стоимость обслуживания транспортного средства только на услуги этого транспортного средства.

Конечно, для большого количества транспортных средств решение вряд ли будет оптимальным, но для среднего по количеству парка машин оно подходит.

Настройка учета и распределения ремонта транспортных средств

По условию задачи затраты на ремонт регистрируются в Транспортном цехе и затем  распределяются на все транспортные  средства пропорционально количеству  оказанных  услуг. Для аккумуляции затрат и дальнейшего их распределения создадим еще одно ОВЗ — Ремонт ТС:

ОВЗ — Ремонт ТС

Здесь ОВЗ ERP выступает как объект, аккумулирующий расходы и распределение их котловым  способом.

Настройка учета общепроизводственных услуг транспортного цеха:

Настройка общепроизводственных затрат транспортного цеха

Настройка общепроизводственных затрат транспортного цеха

Настройка учета и распределения закупаемых транспортным цехом услуг

Особенность закупаемых  услуг — разный способ отнесения затрат в  зависимости от подразделения. Это классическая задача, решаемая с помощью объектов возникновения затрат ERP.

Вводим  статью затрат.

Статья расходов - закупаемая услуга перевозки сотрудников

ОВЗ — как аналог статьи затрат по услугам перевозки.

ОВЗ как аналог статьи затрат по услугам перевозки

ОВЗ по подразделениям-получателям.

ОВЗ по подразделениям-получателям

На этом настройка подсистемы закончена. Введем расходы транспортного цеха  и документы, регистрирующие оказание услуг

Общая схема связи справочной информации и документов

Примерно так выглядит общая схема связи настроек НСИ и процесса регистрации распределения расходов

Схема связи справочной информации и документов

Настройку справочников мы обсудили. Переходим к  регистрации  затрат и  выпуску продукции. В нашем случае продукцией будет номенклатура с типом «Работа».

Отражение расходов транспортного цеха

В рамках  текущей задачи не  важно, как зарегистрированы расходы, поэтому затраты на транспортные средства зарегистрируем документом «Отражение прочих доходов и расходов»:

Затраты на транспортные средства регистрируем документом «Отражение прочих доходов и расходов»

Таким же документом введем данные о затратах на ремонт, общепроизводственных расходах и данные о покупке  услуг пассажирского транспорта.

Отражение затрат на ремонт, общепроизводственных расходов и данных о покупке услуг пассажирского транспорта

Выпуск услуг транспортного цеха

Услуги транспортного цеха зарегистрируем документами «Производство без заказа».  Можно регистрировать одним документом по каждому подразделению, но для демонстрации распределения зарегистрируем для каждого автомобиля.

Подразделение грузового автотранспорта:

Регистрация услуг транспортного цеха, подразделение грузового транспорта

Подразделение легкового автотранспорта:

Регистрация услуг транспортного цеха, подразделение легкового транспорта

Направление оказываемых услуг определяется реквизитом «Направления выпуска» и статьей, на которую перенаправляются оказанные  транспортным цехом услуги.

После регистрации расходов  запускаем процедуру закрытия месяца и проводим анализ результата.

Результаты закрытия месяца

После проведения процедуры закрытия месяца получаем  стоимость  услуг автотранспорта.

Подразделение грузового автотранспорта:

Анализ себестоимости - подразделение грузового транспорта

Подразделение легкового автотранспорта:

Анализ себестоимости - подразделение легкового транспорта

Затраты «Обслуживание ТС» и «Оплата Водителей», относящиеся непосредственно на автомобиль  — на стоимость услуг этого автомобиля:

Затраты «Обслуживание ТС» и «Оплата Водителей» — на стоимость услуг этого автомобиля

Общехозяйственные расходы распределились пропорционально выпуску.

Общехозяйственные расходы распределились пропорционально выпуску

Затраты на ремонт распределились  между  подразделениями по указанному  коэффициенту  и затем пропорционально выпуску. Причем затраты на ремонт, зарегистрированные как расходы, распределяемые на ОВЗ,  сохранили детализацию по затратам.

Затраты на ремонт распределились между подразделениями по указанному коэффициенту и затем пропорционально выпуску

Отчет по распределению затрат по ОВЗ «Ремонт ТС»:

Отчет по распределению затрат по ОВЗ «Ремонт ТС»

Результаты окончательного отнесения расходов хорошо прослеживаются по отчетам регламентированного учета.

Отчеты регламентированного учета. 23 счет

Расходы на доставку.

В  демонстрируемом  примере для разделения расходов на продажу и доставку статьи  по доставке материалов  относятся на  счет  10.ДР , статья по доставке готовой продукции  регистрируется  как коммерческие расходы,  относится на 44  счет. Это не  совсем верно с точки зрения ПБУ, но аналога  счета 10.ДР для  счета 43 нет.

Отчеты регламентированного учета. Анализ счетов 10.ДР, 44

Таким образом,  используя типовые  механизмы настроек  статей расходов,   ОВЗ, типовые документы производства,  можно реализовать разнообразные  варианты распределения расходов и отнесения затрат.

В документы производства можно добавить списание материалов и трудозатрат, относящихся к  конкретному транспортному  средству. В этом случае будут задействованы типовые механизмы учета прямых затрат. 

Что осталось за рамками статьи

При применении методики распределения затрат одного подразделения (ОВЗ)  на другие необходимо понимать,  что в некоторых  случаях при распределении затрат  могут возникать циклы. Это ситуации, когда, например, затраты транспортного цеха относятся на затраты энергохозяйства, а затраты энергохозяйства входят в состав затрат транспортного цеха.  Обычно такие циклы  решаются ограничением направлений  распределения.  

Отнесение затрат по доставке готовой продукции на счет 44 не  является верным с точки зрения ПБУ. Обойти это можно, например, путем создания транзитного счета 43.ДР —  аналога счетов 10.ДР  и 41.ДР. Возможности и особенности работы  с планом  счетов в 1С:ERP — отдельная тема.

(0)

Похожие статьи

Распределение расходов на реализованную продукцию в 1С:ERP УХ. PnL отчет
Импортозамещение, #ERP, SAP, Директору, Финансовому директору

Распределение расходов на реализованную продукцию в 1С:ERP УХ. PnL отчет

07 ноября 2023
Кастомизация бухгалтерского и налогового учета в 1С:ERP УХ при переходе с SAP
Импортозамещение, #ERP, SAP, Финансовому директору

Кастомизация бухгалтерского и налогового учета в 1С:ERP УХ при переходе с SAP

03 августа 2023
Разработка методологии управленческого учета в части ценообразования
#УправленческийКонсалтинг, Финансовому директору

Разработка методологии управленческого учета в части ценообразования

09 июля 2024
Как мы автоматизировали в 1С:ERP распределение затрат на реализованную продукцию и детализировали финансовый результат. Часть 1
Финансовому директору

Как мы автоматизировали в 1С:ERP распределение затрат на реализованную продукцию и детализировали финансовый результат. Часть 1

30 декабря 2020
Давайте сотрудничать Введите e-mail и/или телефон
Captcha

Введенная капча неверна

Согласие на обработку персональных данных обязательно
Это поле необходимо заполнить Заполните телефон либо e-mail

Спасибо! Ваша заявка отправлена

В ближайшее время мы с Вами свяжемся!

Капча введена не верно


Мы используем файлы cookie для обработки ваших персональных данных