Обязательная маркировка средствами идентификации: ситуация, планы, сложности

Обязательная маркировка отдельных групп товаров началась еще в 2019 году. Новые технологические процессы уже внедрили фармпроизводители, табачные компании, молокопереработчики. А в 2024 году в России национальной системой «Честный ЗНАК» планируют охватить все отрасли. Рассказываем все о цифровой маркировке в стране.


Что такое цифровая маркировка продукции?

Еще в конце 2017 года производители узнали, что в стране по инициативе Правительства создают Единую систему сплошной маркировки и прослеживаемости товаров. Главная цель – борьба с контрафактом. В Единой системе можно проследить каждую единицу продукции – увидеть, кто и где ее произвел, на каком этапе товарооборота страны она находится.

Для идентификации товаропроизводитель и импортер должен получить специальные коды в системе «Честный ЗНАК» и нанести их на свою продукцию. Кажется, все достаточно просто, но на деле оказалось, что это не так.

Как двигается масштабный общероссийский проект?

Маркировать продукцию решили не всю сразу. Список товарных групп, подлежащих обязательной маркировке, расширяется постепенно. Но каждая группа проходит два этапа:

На данный момент есть довольно внушительный список товаров, которые уже нужно маркировать в обязательном порядке, и активные пилотные проекты.

Товары, подлежащие обязательной маркировке:

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

С 1 марта – никотинсодержащая продукция; природная, искусственная минеральная, газированная воды в упаковках.

Что в планах: пилотные проекты по маркировке товаров

С 1 сентября 2019 года в России начался пилотный проект по маркировке кресел-колясок. Эксперимент завершился 1 июня 2021 года, однако официальных данных по дате обязательной маркировки пока нет.

С 16 сентября 2019 по 31 мая 2020 проходил эксперимент по маркировке велосипедов. Сроки обязательной маркировки уже определили – С 1 мая 2023 года оборот немаркированных велосипедов будет запрещен.

С 1 апреля 2021 года в стране начали пилотный проект по маркировке пива, пивных и слабоалкогольных напитков. Эта товарная группа вызвала наибольшее число обсуждений, в итоге маркировку пива отложили. Сейчас определена дата завершения эксперимента – 28 февраля 2023 года.

1 мая 2021 года стартовал эксперимент по маркировке БАД. Продлится пилотный проект до 28 февраля 2023 года.

С 1 августа 2021 по 31 августа 2022 – пилотный проект по маркировке гигиенической продукции с антимикробным действием. Сейчас принимается решение о дате начала обязательной маркировки антисептиков и дезинфицирующих средств или продлении эксперимента.

15 февраля 2022 года начался эксперимент по маркировке медицинских изделий. Пока в экспериментальный список входят обеззараживатели воздуха и рециркуляторы, ортопедическая обувь и ее части, слуховые аппараты, томографы, коронарные стенты. Завершить пилотный проект планируют к 28 февраля 2023 года.

15 февраля 2022 в России запустили эксперимент по маркировке никотинсодержащих жидкостей и электронных систем доставки никотина.

Предыдущие этапы маркировки молочной продукции не касались СПК и крестьянско-фермерских хозяйств. Изначально запустить маркировку молочной продукции этих производителей планировали уже с 1 декабря 2022 года, но затем отложили ровно на год.

Проблемы внедрения цифровой маркировки

Запуск обязательной маркировки «пережили» около десятка различных отраслей. В итоге оказалось, что встроить в существующий процесс производства той или иной продукции дополнительный этап маркировки не совсем просто. На первых этапах предприятия сталкивались с самыми разными трудностями.

Первопроходцам приходилось либо изобретать собственное ПО для маркировки, либо использовать откровенно «сырые» решения, поскольку вендоры тоже только начинали изучать процесс маркировки. И даже тем, кто начинал маркировать продукцию позже, и, казалось бы, мог опираться на опыт внедрений, приходилось сложно – каждая отрасль требовала своих корректировок.

В общем и целом, практически каждый производитель столкнулся хотя бы с одной из следующих проблем:

По нашему опыту, те предприятия, которые участвовали в пилотных проектах, смогли урегулировать все вопросы еще «на подступах», тем, кто откладывал до последнего, пришлось сложнее. Поэтому различные отсрочки, например, продление эксперимента по маркировке пива или перенос обязательного поэкзеплярного учета молочной продукции на 1 июня 2025 года, дают возможность производителям полностью подготовиться и выбрать максимально эффективное решение для маркировки своей продукции.

Например, система «КомЛайн:Цифровая маркировка» изначально создавалась на базе решения для помарочного учета алкогольной продукции. Лучшие практики легли в основу цифровой маркировки. «КомЛайн:Цифровая маркировка» одобрена «Центром развития перспективных технологий» (ЦРПТ) и легко интегрируется с системами на базе 1С. Более 20 реализованных проектов от Калининграда до Хабаровского края – это опыт, который помог вендору совершенствовать решение и включить в «коробочную» версию программы весь необходимый функционал для качественного внедрения цифровой маркировки на предприятиях различных отраслей.

Нужна система цифровой маркировки «с нуля» или задумываетесь о смене существующего решения? Позвоните нам по телефону +7 (843) 200-11-22 или заполните форму обратной связи, и мы свяжемся с Вами.

Похожие статьи

Давайте сотрудничать Введите e-mail и/или телефон
Согласие на обработку персональных данных обязательно
Это поле необходимо заполнить Заполните телефон либо e-mail

Спасибо! Ваша заявка отправлена

В ближайшее время мы с Вами свяжемся!

Мы используем файлы cookie для обработки ваших персональных данных